Третий ряд, центральный и самый важный, называется Деисис (в установившейся русской традиции — Деисус).
Изначально это трехчастная икона древней алтарной преграды. Слово «деисис» (δέησις) означает «моление», в данном случае молитвенное предстояние Божией Матери и Иоанна Предтечи Спасителю.
Деисусный чин образовался присоединением к молитвенному предстоянию Божией Матери и Предтечи представителей различных ликов небесной и земной святости: ангелов, апостолов, святителей и др. В центре его находится образ «Спас в силах», изображающий Иисуса – судью, а по краям — обращенные к Христу с молитвой святые. Порядок их расположения следующий: всегда со стороны Божией Матери – Архангел Михаил, Апостол Петр; со стороны Предтечи – Архангел Гавриил, Апостол Павел. И далее святые, которые почитаются в храме.
Расположенные в стройном и строгом порядке, изображенные здесь святые объединены одним общим движением в их молитвенном устремлении к Вседержителю, сидящему на троне, они как бы увлекают смотрящего в свое торжественное шествие. Несколько удлиненные пропорции фигур, выражающих глубокую сосредоточенность, придают им некую невесомость. Певучие линии рисунка образуют четкие силуэты, легко и свободно, как от дуновения ветра, склоняющиеся к центру.
Чин выражает собой результат Боговоплощения, исполнение новозаветной Церкви. Поэтому он является центральной частью иконостаса. Отдельные лики святых, представленные здесь, не выражают их земного служения, хотя своими одеждами и атрибутами и указывают на него; здесь выражается уже завершение каждого типа служения, каждого отдельного пути, молитвенное предстояние пред престолом Божиим.
Эта мысль подчеркивается здесь изображением самого Спасителя. Он представлен сидящим на троне в атрибуте Божественной славы – мандорле, пересеченной исходящими от Него лучами, окруженным небесными силами, с символами Евангелистов по углам. Мандорла помещена между двумя четырехугольниками, образующими восьмиугольную звезду, символ восьмого дня – будущего века. Эта иконография Спасителя есть не что иное, как раскрытие пророческого прозрения славы Господней: Господь воцарися, в лепоту облечеся …ибо утверди вселенную, яже не подвижится (Пс.92:1). Здесь образ Христа как Судии, пришедшего во славе. В таком аспекте весь чин в целом выражает молитвенное заступничество Церкви Христовой за грехи мира. Кроме того, эта иконография изображает Спасителя здесь, в центре чина, и как Главу Церкви, и как Искупителя, принесшего Себя в жертву за грехи людей. Поэтому на нашей иконе Он держит Евангелие раскрытым на тексте Евангелия от Иоанна (13:34) « Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», как совершенная Любовь, принимая всех приходящих к Нему.
(В. Н. Лосский, Л. А Успенский «Смысл икон»)