Продолжаем рассказ о Деисусном чине нашего иконостаса.
После образов Богородицы, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, святых апостолов Петра и Павла, которые всегда присутствуют в этом ряду, здесь располагаются святые, чтимые в конкретном храме. У нас это образы святого Иакова Иерусалимского, брата Господня и святого Григория Богослова.
Святой Иаков — Церковь называет его братом Господним и празднует память на следующий день после Рождества Христова, 8 января.
Апостол Иаков был сыном праведного Иосифа от первого брака. Братом Господним его называет апостол Павел в своем послании к Галатам: “Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Гал.1:19). Иаков вел строгую подвижническую жизнь — таких людей в Израиле называли назореями, то есть с детства посвятившими себя Богу. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и Господь особенно возлюбил Иакова. Так, после воскресения Своего из мертвых, Христос явился особо от других апостолов Иакову, брату Своему по плоти (1 Кор. 15,7).
Св. Иаков стал первым главой Иерусалимской церкви и председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его фактически был решающим, и его предложение стало резолюцией собора: об условиях принятия в лоно Церкви язычников, а также об их общении во время богослужения и в собраниях с христианами из иудеев (Деян.15) «угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы…»
Около 59 года апостол Иаков написал Соборное послание к израильтянам, которое входит в книгу Апостольских Посланий и полностью прочитывается во время годового круга богослужений. Главная его цель — укрепить веру и поддержать новообращенных иудеев, а также предостеречь от заблуждения, что одной веры достаточно для спасения человека. Известная цитата: “Вера без дел мертва” именно из послания святого апостола Иакова (Иак. 2, 20).
Как и многие апостолы, Иаков был убит. При жизни он пользовался огромным авторитетом даже у язычников, и благодаря своему благочестию обратил в христианство множество иудеев. Книжники и фарисеи насторожились и решили убить святого. Анания, иудейский архиерей, вместе с остальными фарисеями вывел Иакова на крышу храма для проповеди людям, но когда апостол заговорил о Христе, скинули его вниз. Тело мученика и апостола похоронили на том же месте, около храма.
Иаков написал первое последование литургии, которая так и называется: Литургия апостола Иакова. До IX века она служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви. В IV веке святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили Литургию Иакова, составив на ее основе свои чинопоследования, которыми мы пользуемся до сих пор. В России Литургия апостола Иакова была неизвестна до XX века — первый раз ее отслужили в Ленинградской духовной академии в 1970 году в день памяти апостола и она до сих пор совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви.
На нашей иконе апостол Иаков изображен со свитком, на котором можно прочесть слова: «Приими́те, яди́те: сие́ есть Тело Мое, е́же за вы ломи́мое во оставление грехов, и пи́йте от нея́ вси́: сия́ есть Кровь Моя…»
Григорий Богослов (329 — 389), архиепископ Константинопольский, Вселенский отец и учитель Церкви, святитель. Память 19 января, 25 января, в Соборах Вселенских учителей и святителей.
За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (св. Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений.
Великие каппадоки́йцы — собирательное название отцов Церкви второй половины IV века, завершивших формально-диалектическую обработку церковного догмата Святой Троицы: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Главная их заслуга — разработка догмата о Троице и его утверждение на Втором вселенском соборе (381 г.). Они внесли значимый вклад в христианское богословие и философскую терминологию, строго разграничив понятия «сущности» и «ипостаси» Бога.
Литературное наследие Григория Богослова включает слова, стихотворения и письма. В прозе, как и в стихах, он сочетал высокое риторическое мастерство с совершенством формы и стиля.
«Уподобимся Христу; ибо и Христос уподобился нам: сделаемся богами ради Его; ибо и Он стал человеком для нас. Он восприя́л худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетой; принял образ раба, чтобы нам получить свободу; снизошел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе до́лу лежащих в греховном падении. Пусть кто все отдаст, все принесет в дар Богу, Который предал Себя за нас в цену искупления: ничего не принесет он равного тому, как если представить Ему самого себя, понимающего силу таинства и сделавшегося всем для Христа, как Он для нас» (Слово на Пасху).
«Любомудрствовать о Боге можно не всякому, – да! не всякому. Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем и сколько. Даже прекрасное не прекрасно, если произведено вне порядка, как, например, совершенно неприличны цветы зимой, мужской наряд на женщине и женский – на мужчине, геометрия во время плача и слезы на пиру. Любомудрствуй о мире или мирах, о веществе, о душе, о разумных – добрых и злых природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии, Христовых страданиях. Относительно этого и успеть в своих исследованиях не бесполезно, и не получить успеха не опасно. О Боге же будем рассуждать теперь не много, но в скором времени, может быть, совершеннее, о самом Христе, Господе нашем, Которому слава вовеки, аминь» (Слово 27).