ИКОНОСТАС НАШЕГО ХРАМА. Праздничные Господские иконы

Вторая часть Праздничных икон нашего храма посвящена Господским праздникам: Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Сошествие во ад, Крещение, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов.

На иконе «Сошествие во ад» Христос изображается в сияющем ореоле, символе славы. Одежда Его уже не та, что в период земного служения: она золотисто-желтого цвета и вся светится. Мрак ада наполняется светом этих божественных лучей, сиянием славы сошедшего в него Богочеловека. Это уже свет грядущего Воскресения, заря наступающей Пасхи. Спаситель попирает ногами две сложенные накрест створки – сокрушенные врата ада.
На более поздних иконах появляется множество различных деталей, указы-вающих на разрушенные силы ада: разорванные цепи, ключи, замки, гвозди.
Христос правой рукой воздвигает из гроба Адама (вслед за которым встает с молитвенно сложенными руками и праматерь Ева), т. е. освобождает душу Адама, а вместе с ним и души людей, которые с верой ожидают Его пришествия. Поэтому по сторонам от этой сцены изображаются две группы ветхозаветных праведников с пророками во главе. С левой стороны – цари Давид и Соломон в царских одеждах и коронах и за ними Иоанн Предтеча; с правой — Моисей со скрижалями в руках. Видя Спасителя, они сразу узнают Его и указывают другим на Того, о Ком они пророчествовали.
Именно тем, что Он «снизшел в преисподняя земли», Он открыл нам путь к небу. Освободив ветхого Адама, а с ним и все человечество от порабощения тому, что воплощает в себе грех, тьму и смерть, Он положил начало новой жизни. Поэтому, хотя эта икона передает сущность события Страстной субботы, она является и именуется иконой Пасхальной, как образ уже наступающего торжества Воскресения Христова, предварения будущего воскресения мертвых.

День сошествия Святого Духа на апостолов также имеет свою икону, именуемую «Пятидесятница». В основе изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов, о том, что в День Пятидесятницы они были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.
Это важнейшее событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием, как завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.
Икона изображает триклиний и сидящих в нем апостолов во главе с Петром и Павлом. В их руках книги и свитки — символ церковного учительства. С неба на них опускаются лучи света, иногда пишутся одни языки пламени. В центре находится подобие арки, внутри которой темно. Здесь помещались толпы народа, которые перечислены в книге Деяний.
Позже на месте этих народов, как бы заменяя их, появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками, эта фигура получила надпись «Космос» — «весь мир». Царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков — символы апостольской проповеди, предназначенной для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого руками не следует.
Может возникнуть еще один вопрос: почему здесь изображен Апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы. Здесь духовное озарение художника перенеслось от реального исторического факта к видению в нем утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков — Апостолу Павлу. Нимбы вокруг голов апостолов – знак высшего озарения Святого Духа.

Вход Господень в Иерусалим. На нашей иконе, списанной с иконы Новгородской школы (ХVв.), большое внимание уделено детям. Если взрослые торжественно и чинно встречают своего долгожданного Царя, то дети ведут себя непосредственно и возбужденно. Их радость бьет ключом и выражается очень разнообразно. Один из мальчиков стягивает с себя рубашку, чтобы постелить ее на дорогу, другие держат пальмовые ветки. На многих византийских и русских памятниках, дети с вайями прыгают у ног ослика, карабкаются на дерево или ломают с него ветви. Или изображены сидящими на плечах или на руках у родителей, вышедших из Иерусалима навстречу Спасителю. Трогательна и небольшая бытовая сценка на иконе. Один из мальчиков сидит, согнув ногу в колене, а другой помогает ему вытащить из ступни занозу. Торжественность момента не затмевает их чистого восприятия жизни. И вспоминаются слова Спасителя: «будьте как дети» (Мф. 18:3),«ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10: 14).

Наталья Дельфонцева

Сошествие во Ад.
Иконостас храма прп. Сергия Радонежского.

Пятидесятница.
Иконостас храма прп. Сергия Радонежского.

Вход Господень в Иерусалим.
Иконостас храма прп. Сергия Радонежского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели