ИКОНОСТАС НАШЕГО ХРАМА. Спаситель и Богородица

Мы завершаем рассказ о нижнем «местном» ярусе нашего иконостаса.
За ним сохранилось древнее его название – Поклонный, очевидно, потому что местные иконы, находясь на небольшой высоте, представляют собой предмет наиболее близкого и непосредственного общения и почитания. К ним прикладываются, перед ними ставятся свечи. К ним можно отнести слова свт. Симеона Солунского, что «они и на небе и с людьми пребывают». И, конечно, главные здесь — иконы Спасителя и Богородицы. В нашем храме это Донская икона Богородицы и Господь Вседержитель.

Образ Христа, сохраняя все Свое величие, не имеет ничего устрашающего. Строгое выражение Его лика исполнено милости. Это милосердный Господь, пришедший в мир, чтобы взять на Себя его грехи. Книга в Его левой руке раскрыта, и в ней читаются слова: « Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…»

Название икон Спасителя редко вызывает вопросы, а вот множество вариантов икон Богородицы часто приводит в замешательство даже людей воцерковленных. Это разнообразие — свидетельство великой любви к Царице Небесной. Важные события в жизни народа и отдельного человека, евангельские сюжеты, душевные переживания иконописца, — все находит отражение в сонме прекрасных, нежных и глубоких образов Богородицы.

Достоверных фактов об иконописце Донской иконы Церковь не имеет, но есть предположение, что её написал святой преподобный Феофан Грек или кто-то из его окружения, примерно в 1380-1395 гг. В оригинале она двухсторонняя, и на обороте — изображение Успения Богородицы, вероятно потому, что день празднования иконы 1 сентября совпадает с днями великого праздника Успения с 28 августа по 5 сентября.

Причиной написания иконы чаще всего называют заказ великой княгини Евдокии написать образ на молитвенную память о своём муже Дмитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве, сразу после победы над Мамаем на Куликовом поле, недалеко от места впадения в реку Дон его притока реки Непрядвы.

Более поздняя версия утверждает, что донские казаки из городка Сиротина прибыли с иконой в стан московского князя Дмитрия накануне Куликовской битвы, чтобы оказать ему помощь в сражении с татарами. Станица Сиротинская — одна из древнейших казачьих станиц на Дону, ныне это Волгоградская область. (Возможно, это — невидимая нить, связавшая икону с нашей землей, нашим храмом). На протяжении всей битвы икона находилась в стане русских войск и её заступничеству была приписана одержанная победа, после которой князя Дмитрия стали называть Донским, а икону, которая его сопровождала в этом походе, Донскою. (книга летописи Донского монастыря, 1692г, И. Е. Забелин «Историческое описание московского Донского монастыря» 1865 г.)

Икона долго находилась в Успенском соборе Коломенского кремля. В 1552 году икону в Москву вывез Царь Иван Грозный, предварительно приказав сделать два точных списка и один оставить в Коломенском соборе. В Москве тогда ещё не было Донского монастыря, икона была поставлена в Благовещенском соборе Московского кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой и избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В память об этом, на месте полковой церкви, где пребывал образ, и был основан Донской монастырь, в котором остаётся второй список с иконы. Икона Кремлёвская, самая историческая, оригинальная, тоже сохранилась. В 1919 году, когда соборы Кремля закрыли, икону передали в Государственный исторический музей, а с 1930 года и по сей день она находиться в Третьяковской галерее. Ежегодно 1 сентября эту икону приносят в Московский Донской монастырь и перед ней Патриарх Московский совершает Божественную Литургию.

Образ Донской иконы считается самым «лирическим» из образов Богородицы. Правой рукой Дева Мария поддерживает Младенца Христа, касающегося лицом её щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свёрнутый свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы. Это исключительная икона и по своим художественным качествам. Тип иконно-графии «Умиление». И действительно умиление и радость испытывает сердце во время службы, когда в нашем храме диакон возносит кадило перед Донской иконой и в тишине разносятся слова:
«Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!»

Наталья Дельфонцева

Спаситель и Богородица (Донская икона) в храме Сергия Радонежского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели