Великий Пост – это путь. Путь к Воскресению со Христом.
40 дней воздержания в пище, воздержание чувств, ума. 40 дней усилий пребыть в пустыне, чтобы выйти к Чертогу Жениха – Воскресшего Христа.
И вот подходит Страстна́я Седми́ца – это Долина перед Чертогом. Благодатная, скорбная, радостотворная; по которой текут источники как скорби, так и веселья.
В воскресенье вечером подходим к краю этой Долины. И вдруг видим на другом ее краю – Чертог.
Сердце, с ощущением счастья и радости тянется к нему! Осталось немного.
И тут… обнаруживаем, что… наги. Одежды нет, чтобы войти в Чертог Возлюбленного.
Силы, которые приложили в Пост, и которые должны были одеть душу в брачную одежду, оказались недостаточны.
Душа со скорбью видит и чувствует каждую свою рану, каждый свой дурно пахнущий струп: чувства гордости, приступы обиды, огни гнева и раздражения, яды клеветы и осуждения, наросты превозношения, омертвение равнодушия, грязь небрежности, гниение зависти. Видит все то, что силилась удалить на пути Поста, и не сумела.
Обнажена и безобразна душа. И без брачной одежды будет извергнута вон.
И тогда, в предчувствии страшной скорби не-встречи, разлуки со Христом, душа с покаянным сокрушением, но и с нежностью любви и обращается к Тому, Кто один только может спасти, ко Христу:
«Чертог Твой уже вижу украше́нный, Спасе Мой; но одежды не имею, да вни́ду в него! Просвети́ одея́ние души моея́, Светода́вче, и спаси мя!»
Эта стихира поется вечером в воскресенье, на службе Великого Понедельника. На самой границе Долины Страстной седмицы.
И продолжает петься всю первую половину Долины – до Великого Четвертка.
До той точки, откуда начинается забвение собственной души. До той точки, откуда начинается путь в гору Креста. До той точки, где остается только Христос; и сначала – залог его Пира Царствия, а затем – Крестный путь, Голгофа, подъем к Чертогу; смерть.
И, наконец – Воскресение! Победа над адом.
«Чертог Твой вижду…» — Свято-Елисаветинская обитель (Минск)