Какая сила заставила блудницу 40 лет провести в пустыне?
О небесной тоске поет Соломон в книге Священного Писания «Песнь песней». Как душа-невеста ищет Возлюбленного — Бога:
«На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его.
Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его.
Встретили меня стражи, обходящие город: «не видали ли вы того, которого любит душа моя?»
Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви.
Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, — и польются ароматы его! — Пусть придет возлюбленный мой в сад свой…» (Песнь Песней, гл. 3)
Небесной тоской напоены дела всех тех, кто пришел к святости.
В IV в. к прп. Антонию Великому подошел великий подвижник, и спросил: «Почему, хотя мои подвиги больше твоих, но ты имеешь от Бога больше?» Преподобный ответил: «Потому, что во мне любви к Богу больше».
Впрочем, источник этой любви — не в нас, а в Нем, в Его любви.
Наша любовь, — страстная, эмоциональная, и если мы будем ее возгревать в себе, то получится католический вариант: с изображением красных плотяных сердец, сладких лиц, с пылкостью, с легким привкусом страстности в сердечных воздыханиях к «Жениху Иисусу».
Православная любовь ко Христу трезва, тиха, не эмоциональна, не чувственна. Она совершатся на уровне духа, а не чувств.
Это высокое состояние, и нам нельзя пребывать в иллюзии, что оно у нас есть. Чтобы не обмануться, чтобы не спутать это чистое духовное состояние с кровяным чувственным парением души.
Мы можем лишь слышать тихие отзвуки любви духа в жизнях и действиях святых, иногда касающиеся легким крылом нашего ума, наших чувств.
Будем довольны этой малостью. Потому что жизнь в Теле Христовом — общая, а значит, если святые имеют духовную любовь, то она коснется в Царстве Небесном и нас, как членов Тела Христа. Не за наши заслуги, а только потому, что мы — части Тела Христова: Его Святой Церкви.
~~~~~~~~~~~~
Сын Божий – мой Жених.
Но не я выбрала Его – Он выбрал меня.
Он выбрал, Он любит – и в этом крепость и источник любви.
Но ведь я могла сказать Ему и «да», и «нет»; я сказала «да».
Он всегда рядом со Своей невестой.
Я же пока не могу видеть Его очами тела.
Но знаки Его Присутствия всегда со мной.
Крест – Его обручальный залог.
Дыхание ветра – Его прикосновение.
Мои слезинки – просьбы и мольбы к нему.
Моя улыбка – благодарность Ему.
Я пока не могу видеть Его телесными очами.
Но он обещал мне это.
А пока Он согревает меня Присутствием Своей любви.
Он ищет моей души, ждет моей любви.
И он добьется ее.
Он ищет моей красоты.
Для этого Он учит быть меня красивой.
Он подает мне прекрасную божественную одежду, достойную Его невесты.
Плащ вышитый – любовь к людям. Тунику – беспечальность и преданность Его любви.
Браслеты с алмазами – воздыхания о ближних. Капли росы в ресницы – прощение, и забвение зла.
Иногда, я как дикая серна, пугаюсь новых одежд от Него.
Но Он терпеливо ждет.
И я постепенно облекаюсь в Его царственные наряды.
И Он учит меня ходить в них.
Иногда я вдруг тоскую о прежних своих лохмотьях.
Тогда Он снова терпеливо ждет меня.
И когда, наконец, я смою всю грязь со своего лица,
И оберну руки в браслеты послушания,
И ноги обую в сандалии мира,
Одену платье беспечальности о себе и заботы о других,
Наниза́ю перстни отказа от зла,
Возложу на себя диадему целомудрия, –
Он введет меня на брачный пир.
И я увижу Его, наконец, очами.
Он заберет мою душу из тела.
Ибо чтобы сочетаться браком, нужно умереть.
Но смерть обернется жизнью.
Ибо воскреснет тело.
И получит новые очи, способные видеть Его,
Вечного Жениха, Сына Божия.
И тело получит новое сердце,
Способное к верности
Жениху своему – Сыну Божию.