Бог неприступен для нас, т.к. Он полностью Иной, чем весь тва́рный мир. Но чтобы дать нам возможность приблизиться к Себе, Он выходит к нам. По Существу Бог недоступен нам. Но по тому, как Сам открывает Себя нам – доступен.
В Имени: Иисус Христос – присутствует Сам Бог, таинственно для нас.
Это значит, что когда мы произносим: «Иисусе Христе», Он Сам присутствует в нашем слове, нашей мысли, нашем сердце.
Это значит, что присутствуя, Он освящает нас, и очищает.
Нам самим не справиться со страстями, с греховными помыслами. Имя Христово их очищает.
Сначала нужно свою страсть, свой греховный помысел (поступок) на исповеди открыть. Открыть, сделать явным, отдать Богу, не утаить.
А потом, молиться. Не только ради прошения, содержащегося в молитве. А ради того, чтобы Имя Христово пребывало в нас.
Молиться не небрежно. А молиться внимательно, со вниманием к слову.
Имя Божие содержится не только в Иисусовой молитве: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» (произносится с акцентом на слово «грешнаго/грешную»). Оно содержится в каждой церковной молитве: в Псалтири, в богослужебных песнопениях, в молитвенных правилах. Поэтому всякая внимательная молитва освящает наше человеческое существо.
Не нужно возбуждать в себе эмоции или чувства, соответствующие словам молитвы. Наоборот, нужно упразднить в себе собственные эмоции, чувства. И тогда смысл произносимых слов воздействует на нашу душу тихим веянием, незаметным для нас. Чтобы это произошло, нужно: 1) молиться внимательно; 2) быть праздными от своих чувств, мыслей.
Во время молитвы мы храним ум в словах молитвы.
Таким образом, мы побеждаем страсти и помыслы не своей силой. А силой Божией, которая в Его Имени.
Нужно только упразднить себя от самого себя, чтобы дать Ему возможность действовать.
В этом упразднении – задача всех церковных действий: исповеди, молитвы, поста, обрядовых действий, церковных правил.
«Упраздни́теся и разуме́йте, я́ко Аз есмь Бог!»