Недавно умер один человек, которому я обязан очень многим. В первую очередь тем, что он своим примером показывал, что стоит за той или иной евангельской заповедью.
В годы нашего с ним общения я был очень молодым священнослужителем и у меня, увы, тогда ещё не было богословского образования. Я прочитал одну книжку по литургике, то есть по науке совершения богослужения, очень проникся этой книгой и начал усердно воплощать в жизнь то, что было там написано. Тот человек, о котором я сегодня вспоминаю, был моим непосредственным начальником, он был значительно старше меня, священником он стал ещё до моего рождения. Но все это не мешало мне с юношеской горячностью делать ему замечания по службе. Однажды я очень увлёкся своими поучениями. Он внимательно меня выслушал и сказал: «Да, я знаю, что в этой книге так написано, а ещё я читал такие-то и такие-то книги, там написано то-то и то-то, по ряду причин мне кажется более уместной такая-то богослужебная практика, но, если тебя она смущает, я буду делать так, как ты скажешь. Прости, что я тебя смутил».
Странно, что мне тогда не стало стыдно за свою юношескую горячность, которая подогревалась малограмотностью. Стыдно стало значительно позже.
Слова моего наставника – не что иное, как непосредственное исполнение слова Христа Спасителя: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
А как мы хотим, чтобы люди поступали с нами? Хотим ли мы, чтобы люди не прощали нам наши ошибки, неровности нашего характера, чтобы относились к нам со всей строгостью и требовали справедливости? Вряд ли.
При подготовке к причащению Пречистых Тела и Крови Христовых мы читаем прямое указание идти и попросить прощения у тех, кто нас обидел. Автор этого указания не ставит под сомнение факт обиды. Он не говорит о том, что, возможно, ее не было, что это моя вина. Нет. Была настоящая обида при полной моей невиновности. Но если я хочу, чтобы центральное таинство Церкви не погубило мою душу, я должен каким-то образом примириться с обидчиком.
Такое поведение противоречит логике и справедливости в нашем обыденном понимании.
Это непросто сделать ещё и потому, что тот человек, который меня как-то задел, может этого не понимать. Более того, сказав ему «прости», я рискую услышать в ответ: «Прекрасно, что ты осознал свою вину», — тогда как я перед ним абсолютно невиновен и в глубине души я надеялся, что после моих слов о прощении он это осознает и сам попросит у меня прощения.
Но тем не менее, необходимо поступать именно так. А все прочее возложить на Бога. Рано или поздно Господь посетит того, кто причинил обиду, он увидит себя настоящего и благодаря тому, кто сумел исполнить слова Христа, научится и сам поступать так, как велит поступать Евангелие.
Епископ Феоктист (Игумнов)