(Ин.XIX:6-11, 13-20, 25-28, 30-35)
В том месте, где ап. Иоанн рассказывает в Евангелии о крестных страданиях Христа, есть отрывок о прободении ребра Спасителя с уверением в том, что Христос действительно умер. Для древней Церкви это было очень важным свидетельством: оно утверждало истинность смерти Христа на Кресте.
⠀
Находились люди, которые ставили под сомнение саму Его смерть.
Вслед за сомнением в смерти шло и неверие в Воскресение.
В сомнении относительно смерти Спасителя есть своё здравое ядро. Тот факт, что ничем и ни в чём не ограниченный, вечный и бесстрастный Бог мог страдать и умереть — неразрешимая логическая проблема. Боговоплощение, Крестные Страдания и Смерть Спасителя вносят в представления о Боге нечто совершенно новое. Непризрачность Смерти Христа говорит об отношении Бога к человеку. И о самом человеке. Да, Бог не зависит от человека. Да, человек лишь одно из множества творений Божиих, но у Бога совершенно особенные отношения с этим Его творением. Он не только заботится о Своём творении, и Он не только готов Сам Себя свести на один уровень с ним. Он это сделал. И тем самым Бог, помимо проявления Своей любви и заботы о человеке, утвердил истинность бытия самого человека.
⠀
Пострадавший Бог — это не призрак и не концепция, наша жизнь тоже не призрак и не иллюзия. Замечательно эту мысль высказал ближайший ученик Иоанна Богослова Игнатий Богоносец: «Христос истинно потерпел гонение при Пилате, истинно распят и умер. Если же некоторые безбожники говорят, что Он пострадал по видимости, то сами они живут только по видимости». Неиллюзорность жизни человека сщмч. Игнатий ставит в прямую зависимость от Воплощения и Смерти Христа.
Можно как угодно относиться к словам святого Игнатия, но Церковь утверждала и утверждает, что жизнь в полном смысле этого слова возможна лишь тогда, когда есть вера в Распятого и Воскресшего Бога.
Епископ Феоктист (Игумнов)