(Евангелие от Матфея, гл. 22, 35–46).
В этом евангельском отрывке можно легко выделить две основные части.
В первой части Господь Иисус Христос указывает на основание и смысл Закона, то есть Пятикнижия, и всей совокупности пророческих книг Ветхого Завета – на любовь к Богу и к ближнему.
А во второй Он задает вопрос фарисеям о Себе Самом, спрашивает их, что они думают о Христе.
И тут происходит удивительное: после краткого диалога фарисеи, которые представляли собой интеллектуальный цвет нации, замолкают. Они поставлены Господом в логический тупик, они не могут сделать в своих рассуждениях следующий шаг: если Давид называет своего Потомка личным именем Бога, то есть Господом, то это означает, что Христос не только Сын Давида, но и Сын Божий и Бог.
Вообще если проследить последовательность рассуждений неверующих людей о Христе и христианстве, то в рассуждениях этих всегда можно увидеть логические ошибки. И дело тут вовсе не в интеллектуальной неполноценности рассуждающих. Напротив, часто эти ошибки возникают у тех, кого безоговорочно можно причислить к интеллектуальной элите. Значит, дело здесь в чем-то другом. Или в ком-то другом. В воздействии, которое мешает рассуждать последовательно.
В книге Исход в рассказе про египетского фараона содержится свидетельство, что разум и, как следствие, логику может помрачать Сам Бог. Но это исключительный случай, кажется, нигде более такого мы не встречаем. В случае с фарисеями, которые не могли поверить в мессианство Христа, разум был помрачен гордостью и переживанием за национальные интересы .Что, впрочем, понятно и даже достойно сочувствия.
Сложно сказать, чем помрачена сегодня наша логика, которая или вовсе не хочет слышать о Христе, или же выбирает для себя какое-то удобное прочтение Евангелия. Наверное, чтобы это понять в отношении самих себя, надо начать с того, с чего начался сегодняшний отрывок, то есть с дел любви по отношению к Богу и к нашим ближним.
А вслед за делами будет и любовь, которая, как известно, «не радуется неправде» нашей логике, «а сорадуется истине».
Епископ Феоктист (Игумнов)