Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас – это ярусное бытие, все ряды его, в конечном счете, являются ничем иным, как раскрытием смысла первой и основной иконы: образа Иисуса Христа.
Сегодня расскажем про следующий ряд иконостаса нашего храма: про коны праздников.
Праздничный ряд появился в иконостасе примерно с XIV в. В этом ряду изображается земная жизнь Христа: «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста» — весь годовой литургический круг.
Православные Праздники бывают разными по значению и времени празднования.
По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется, прежде всего, Пасха — Воскресение Христово, Праздников Праздник и Торжество из Торжеств. Затем следуют двунадесятые праздники, среди которых Господские праздники и Богородичные. Далее следуют великие недвунадесятые праздники (в Русской Православной Церкви их пять), за ними — средние и малые (по торжественности богослужения). Торжество Воскресения Христова вспоминается и в каждый воскресный день (Неделю) — совершается всенощное бдение.
По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие), связанные с празднованием Пасхи и неподвижные (непереходящие), которые всегда приходятся на определенные даты.
По типу праздники также разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (и соборов святых).
В иконостасе праздники чаще всего расположены в порядке годового круга или в хронологии Евангельских и апокрифических событий.
В нашем иконостасе Праздники Богородичные находятся на левой стороне, над Донской иконой Богородицы, а Господские – над Иконой Спасителя.
Шесть икон, посвященных Богородице, рассказывают о Ее земном пути. Праздничные иконы вообще самые любимые и узнаваемые. Достаточно даже издалека взглянуть на образ, и сразу понимаешь — перед тобой Введение во храм, Благовещение, Сретение. Но есть некоторые участники событий, присутствие которых на иконе не всегда понятно. Или их можно увидеть только при близком рассмотрении.
На иконе Рождества Богородицы мы видим святую Анну на ложе, рядом Иоакима и трех девушек с дарами, подходящих к ложу Анны. Подобные процессии — реально существовавшая традиция поздравления византийских цариц с рождением ребенка. Но в иконе отразились не только исторические реалии: чаши в руках девушек — это символы Матери Божьей, которая в песнопениях и сочинениях отцов церкви называлась «сосудом девства», «вместилищем невместимого Бога». Одна изображена с большим сосудом в руках, напоминающим ветхозаветную ста́мну, в которой хранилась божественная манна, ниспосланная народу в пустыне. Это один из прообразов Богородицы в восхваляющих Её молитвах «Радуйся, ста́мно, манну носящая, услаждающая всех благочестивых». Ниже изображено омовение младенца Марии, что является символом чистоты и непорочности. Служанки – юные девы, ведь по протоевангельскому рассказу, «чистых дев» приглашает Анна ухаживать за своей дочерью.
И на иконе Рождества Христова все лица нам знакомы: Богородица и Богомладенец, ангелы, пастухи, волхвы. На переднем плане сидит, задумавшись, Иосиф, но рядом небольшая фигура древнего старца. Оказывается это — пророк Исайя. Его часто называют «Ветхозаветный евангелист», так подробно предрек он рождение Мессии от Девы и Евангельские события.
На иконе Успения мы видим Богородицу на одре. Господь держит на руках чистую душу своей Матери, как Она когда-то держала на руках Своего маленького Сына. Вокруг — скорбящие апостолы, в прощальном поклоне. Петр совершает каждение. За ними изображены два человека в епископском облачении. К сожалению, их имена не указаны на иконе, но известно, что часто у одра изображаются Дионисий Ареопагит и Игнатий Богоносец, которые являются святителями. Они оставили письменные свидетельства об этом событии, поэтому практически каждая икона Успения Богородицы изображает этих людей со свитками или книгами. Стоя перед иконой Успения, мы грустим и радуемся и, вместе с Апостолами восклицаем: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»