Продолжаем рассказ об иконостасе нашего храма.
В нижнем ярусе обычно располагают иконы святых, в честь которых освящен храм или тех, кто особо здесь почитается.
Справа мы видим ростовую икону преподобного Сергия, всея России чудотворца, а слева – такое же большое изображение Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.
Два чудотворца. Два «правила веры», два «образа кротости и любви»… Один из древних отцов Церкви, св. Ириней Лионский говорит: слава Божия – это человек, до конца ставший Человеком… Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком.
«Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех. Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, плакать с плачущими. Умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и позор, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь — все нашло живой отклик в его глубоком сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты. Живую, действующую икону подлинного человека. И не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; а чтобы мы еще от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить жертвенно, радостно всякую нужду другого человека. «Поминайте наставники ваша… подражайте вере их» (Евр. 13, 7)». Митрополит Антоний Сурожский.
Справа от Царских врат расположена икона преподобного Сергия Радонежского. На свитке в его руке мы читаем слова духовного завещания, обращенные из глубины веков к нам, молящимся в современном храме: «Внимайте себе, братие, всех молю. Прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную и телесную, и любовь нелицемерную».
Монах, получая в постриге новое рождение, обновление для возрожденной жизни во Христе, своей святой жизнью раскрывает в себе Божие подобие, становясь преподобным Божиим. Поэтому особое почитание получают в России устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей – Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие. В православном богослужении преподобные особо вспоминаются на проскомидии. Для них вынимается шестая частица из «девятичинной» просфоры.
Бог прославил преподобного Сергия множеством чудес, но, наверное, самое большое чудо преподобного Сергия в том, что им и его учениками по всей Руси до самого Севера было основано более сорока монастырей. Потому и получил в народе имя «игумен земли Русской». Московских государей, начиная с князя Иоанна Калиты, называют собирателями Руси: они создавали государственное, внешнее единство своей родины. Преподобный Сергий Радонежский явился собирателем Руси в высшем, духовном смысле – он сплачивал русский народ под Покровом Божественной Троицы, призывая правителей и народ взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего.
И сегодня, как и в прежние века актуальны слова преподобного: «Любовью и единением спасемся».