Псалом 44. Разбор церковнославянского слова.

Церковнославянский язык помогает понять не только богослужение, он помогает понять самого себя, и то, как устроен мир. Церковнославянский язык — это откровение сердцу, если коснется сердца вдохновение Духа.

~~~~~~~~~~~~

Псалом 44.

Стих 1. Надписа́ние псалма: В конец, о изменяемых сыно́м Коре́овым, в разум, песнь о возлюбленнем.

 

Стих 2. 

ОТРЫ́ГНУ СЕРДЦЕ МОЕ СЛОВО БЛА́ГО, ГЛАГО́ЛЮ АЗ ДЕЛА́ МОЯ ЦАРЕ́ВИ; ЯЗЫК МОЙ – ТРОСТЬ КНИ́ЖНИКА СКОРОПИ́СЦА.

«Отрыгать» — значит изрекать, произносить, выпускать.

Например: «День дни отрыга́ет глаго́л» (пс. 18) — день дню передает слово.

Или: «Хранилища их исполнена, отрыга́ющая от сего́ в сие́ » (Пс. 143) — склады (житницы) их наполнены (полны), преизлива́ют (выпускают) содержимое из одного в другое.

Итак, получается: Изрекает (выпускает) сердце мое слово благо.

«Благо» — это добро, всё, служащее счастью.

 

ГЛАГО́ЛЮ АЗ ДЕЛА́ МОЯ́ ЦАРЕ́ВИ.

«Глаголю» — говорю.

«Аз» — я.

Дальше перевод на церковнославянский не очень точный, по смыслу должно быть:

«Глаголю аз о делах моего Царя!»

Царь — Христос, Господь наш.

 

ЯЗЫ́К МОЙ – ТРОСТЬ КНИ́ЖНИКА СКОРОПИ́СЦА.

«Трость» — тростинка, палочка, которой писали.

Фраза в целом:

Изрекает (выпускает) сердце мое слово благое, глаголю о делах моего Царя; язык мой — трость книжника скорописца!

Пророк жил не во время Христа Царя. Но сердце его было настолько влекомо к Богу, что он предчувствовал, понимал многое. Вероятно, он не понимал до конца, как это будет, но предощущал, что Царь, Господь, человек и Бог, придет воплоще́нно: в плоти. Но не только придет, а уже и сейчас, до его прихода, его дела видимы в мире.

Пророк в восторге описывает этого Царя, как Он ему открывается во всей Его красоте.

Этот псалом — тихое веяние прихода прекрасного Царя Спасителя.

О Котором, аще Бог благословит, будем говорить и разбирать далее.

 

Стих 3.

КРАСЕ́Н ДОБРО́ТОЮ ПА́ЧЕ СЫНО́В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ИЗЛИЯ́СЯ БЛАГОДАТЬ ВО УСТНА́Х ТВОИХ; СЕГО́ РАДИ БЛАГОСЛОВИ ТЯ БОГ ВО ВЕК.

«Красный» — значит красивый, прекрасный.

«Доброта» — значит привлекательная наружность, изящество, великолепие; а также внутреннее совершенство.

Например:

«Сы́не, да не победит тя добро́ты похоть» (Притч. 6,25) – сыне, да не победит тебя вожделение красоты, привлекательной наружности.

«Господи, волею твоею подаждь добро́те (внутреннему совершенству) моей силу» (Пс. 29,8).

«Паче» — более.

Итак, получается: (Христос) прекрасен изяществом и великолепием (как отражением внутреннего совершенства) более сынов человеческих!

 

ИЗЛИЯ́СЯ БЛАГОДАТЬ ВО УСТНА́Х ТВОИХ.

«Изливать» — выливать, а также распространять звук, разглашать (возглашать).

«Благодать» — приятность и грация в речи, назидательность; милость, благоволение.

Итак, получается: излились из уст Твоих в приятности речи назидательность, милость, и благоволение.

 

СЕГО́ РАДИ БЛАГОСЛОВИ ТЯ БОГ ВО ВЕК.

Сего ради» – потому, за это.

«Благословить» – помимо обычного значения, имеет смысл: прославлять, хвалить, величать.

Итак, получается: сего ради прославил Тебя Бог во век.

Христос – Человек, а не только Бог. Как человек Он получает благословение (прославление) от Бога Отца, за назидательность и красоту  Своих слов; слов, которые Он получил от Самого Отца. Милость и благоволение речи Христа – это милость и благоволение Самого Отца.

Фраза в целом:

(Ты, Христе), прекрасен внутренним совершенством (а также и внешней красотой) более сынов человеческих, излились из уст Твоих в приятности речи назидательность, милость, и благоволение; сего ради прославил Тебя Бог во век!

(Красе́н добро́тою па́че сыно́в человеческих, излия́ся благодать во устна́х Твоих, сего́ ради благослови Тя Бог во век).

 

Стихи 4-5.

ПРЕПОЯ́ШИ МЕЧ ТВОЙ ПО БЕДРЕ́ ТВОЕЙ, СИЛЬНЕ, КРАСОТОЮ ТВОЕЮ И ДОБРО́ТОЮ ТВОЕЮ; И НАЛЯЦЫ́, И УСПЕВА́Й И ЦАРСТВУЙ ИСТИНЫ РАДИ И КРОТОСТИ И ПРАВДЫ; И НАСТАВИТ ТЯ ДИВНО ДЕСНИ́ЦА ТВОЯ.

«Препоя́сать» —  означает опоясать.

Препоясать чресла – приготовиться, быть готовым к чему-либо; в духовном смысле – бодрствовать над собою.

Опояшь меч Твой по бедру Твоему, Сильный (Царь)!

Чем еще опояшься?

КРАСОТОЮ ТВОЕЮ И ДОБРО́ТОЮ ТВОЕЮ.

Слово «красота», помимо обычного понимания, имеет также значение: порядок, устройство, устав.

«Доброта» — значит изящество, великолепие; а также внутреннее совершенство.

Итак, получается: препояшься Своей способностью приводить мир в порядок и устройство, а также Своим великолепием.

 

И НАЛЯЦЫ́, И УСПЕВА́Й И ЦАРСТВУЙ ИСТИНЫ РАДИ И КРОТОСТИ И ПРАВДЫ.

«Наляца́ть» – означает надевать воинские доспехи; а также натягивать лук, стрелять.

«Успевать» – означает иметь успех.

«Ради» означает «для» и «по».  Царствуй по кротости и правде.

Итак, получается:

И надень доспехи, натяни лук, и имей успех, и царствуй по кротости и правде, и ради кротости и правды.

 

И НАСТАВИТ ТЯ ДИВНО ДЕСНИ́ЦА ТВОЯ.

«Наставлять» – означает направлять, руководить, научать.

«Дивный» – означает не только чудный, но и достойный уважения.

«Десница» – означает правая рука, а также власть, сила.

Например: «спаса́яй упова́ющыя на Тя от противящихся десни́це Твоей» (Пс. 16, 7) – спасающий уповающих на Тебя от противящихся власти Твоей.

Итак, получается:

И направят Тебя дивно власть и сила Твоя.

Фраза в целом:

Препояшься (Царь), Своей способностью приводить мир в порядок и устройство, а также Своим великолепием; и надень доспехи, натяни лук, и имей успех, и царствуй по кротости и правде, и ради кротости и правды; и направят Тебя дивно власть и сила Твоя!

(Препоя́ши меч Твой по бедре́ Твоей, Сильне, красотою Твоею и добро́тою Твоею, и наляцы́, и успева́й и царствуй истины ради и кротости и правды; и наставит Тя дивно десни́ца Твоя).

 

Стих 6.

СТРЕ́ЛЫ ТВОЯ ИЗОЩРЕ́НЫ, СИЛЬНЕ, ЛЮ́ДИЕ ПОД ТОБОЮ ПАДУ́Т, В СЕ́РДЦЫ ВРАГ ЦАРЕ́ВЫХ.

«Твоя» — значит Твои.

«Изощрены» — значит отточены остро (изострены).

Стрелы Твои отточены остро, Сильный Царь!

 

ЛЮ́ДИЕ ПОД ТОБОЮ ПАДУ́Т, В СЕ́РДЦЫ ВРАГ ЦАРЕ́ВЫХ.

При переводе с греческого языка получился непривычный для русского уха порядок слов. Если поменять местами части предложения, смысл будет яснее:

Стре́лы Твоя изощре́ны, Сильне, в се́рдцы враг Царе́вых; лю́дие под Тобою паду́т!

Стрелы Твои отточены остро, Сильный Царь, (направлены) в сердца врагов царевых; люди под тобой падут!

Как христианам, носителям имени Христа, нам нужно помнить, что острые стрелы Царя – это не земное оружие, а Его слова.

Слово Христа – «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Послание к Евреям, 4, 12).

Слово, как стрела или меч, проникает в сердце, в ум, и судит то, что в уме и сердце. Порой, суд этот очень болезненный.

В ответ на этот Его суд мы либо покоряемся Ему, «падаем к Его ногам», принимая то святое, что предлагает Он нам в обмен на отказ от греховного. Либо отказываемся от Его святости, так как нас более увлекает что-то страстное, выгодное, сладкое, интересное и так далее.

Так действует слово-стрела Царя, судя нас, пока мы живы; и суд этот – к жизни, к обновлению.

А вот после кончины мира, Его слово будет уже стрелой, повергающей на землю, и суд этот – к смерти. Тогда от этих стрел падут враги Царя Христа.

 

Стихи 7-8.

ПРЕСТОЛ ТВОЙ, БОЖЕ, ВО ВЕК ВЕКА; ЖЕЗЛ ПРАВОСТИ ЖЕЗЛ ЦАРСТВИЯ ТВОЕГО. ВОЗЛЮБИЛ ЕСИ́ ПРАВДУ И ВОЗНЕНАВИДЕЛ ЕСИ́ БЕЗЗАКОНИЕ, СЕГО́ РАДИ ПОМА́ЗА ТЯ, БОЖЕ, БОГ ТВОЙ ЕЛЕЕ́М РА́ДОСТИ ПАЧЕ ПРИЧАСТНИК ТВОИХ.

«Престол» – это трон.

«Во век века» – значит вовек, навсегда, навечно.

Итак, получается:

Престол Твой – навечно!

 

ЖЕЗЛ ПРАВОСТИ – ЖЕЗЛ ЦАРСТВИЯ ТВОЕГО.

«Жезл» (посох) – это символ власти, силы.

«Правость» – прямота, правота.

Итак, получается:

Правота и правда – вот власть и сила Царствия Твоего!

 

ВОЗЛЮБИЛ ЕСИ́ ПРАВДУ И ВОЗНЕНАВИДЕЛ ЕСИ́ БЕЗЗАКОНИЕ, СЕГО́ РАДИ ПОМА́ЗА ТЯ, БОЖЕ, БОГ ТВОЙ ЕЛЕЕ́М РА́ДОСТИ ПАЧЕ ПРИЧАСТНИК ТВОИХ.

«Беззаконие» – то, что противно Закону Божию.

«Сего ради» – потому, за это.

«Помазать» – означает освятить священным елеем. В древности человека помазывали на царство и на священство. Помазанник – это священник или царь. Христос – и тот, и другой: и Царь, и Иерей вовек.

«Пома́за Тя, Боже, Бог Твой» – Бог помазывает Бога. Отец помазывает Сына.

«Елей» – масло из молодой маслины. В древности елей помазания, кроме масла, содержал в себе смирну (мирру), корицу, ливан и кассию.

«Паче» – более.

«Причастник» – означает соучастник. Соучастник – это тот, кто имеет одну участь с кем-либо: со-участник.

Так, в причащении Тела и Крови Христовых, мы становимся соучастниками Христа, то есть имеющими одну участь с Ним.

Здесь же, в псалме, говорится о том, что Отец помазал Христа Человека елеем радости более, чем Его общников, соучастников, то есть более, чем нас. За то, что Тот возлюбил правду и возненавидел беззаконие.

Лишь Христос в полноте и глубине любит правду и ненавидит беззаконие. Всякий иной человек в той или иной мере имеет наклонность сердца к неправде, к беззаконию. Нет такого человека, в котором этой наклонности нет. Только один Человек не имеет этой наклонности – Христос. И потому радость Его совершенна: Бог помазал Его елеем радости. Радость подлинная, светлая, совершенная бывает лишь в святом сердце. Святое – значит отделенное от греха. Святое сердце, не имеющее склонности к неправде и беззаконию – лишь у Христа. Христос имеет радость совершенную. А мы становимся соучастниками Его радости в причащении Его Тела и Крови.

Итак, получается:

Ты (Христос), возлюбил правду и возненавидел беззаконие, и ради этого помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более, чем соучастников Твоих!

Важно объединить две части из разных стихов:

ЖЕЗЛ ПРАВОСТИ ЖЕЗЛ ЦАРСТВИЯ ТВОЕГО. ВОЗЛЮБИЛ ЕСИ́ ПРАВДУ И ВОЗНЕНАВИДЕЛ ЕСИ́ БЕЗЗАКОНИЕ.

Христос любит правду и ненавидит беззаконие, и потому жезл (сила) Его Царства – это сила и власть правды, правоты.

В Его Царстве нет ничего прикрове́нного и скрытого; ибо скрывается неправда, а правда не боится выйти на свет.

Фраза в целом:

Престол Твой, (Христе) Боже, вечен! Правота и правда – вот власть и сила Царствия Твоего! Возлюбил Ты правду и возненавидел беззаконие; за это помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

(Престол Твой, Боже, во век века; жезл правости жезл царствия Твоего. Возлюбил еси́ правду и возненавидел еси́ беззаконие; сего́ ради пома́за Тя, Боже, Бог Твой елее́м ра́дости паче причастник Твоих).

 

Стих 9.

СМИ́РНА И СТА́КТИ И КАСИ́А ОТ РИЗ ТВОИХ; ОТ ТЯЖЕСТЕЙ СЛОНО́ВЫХ, ИЗ НИ́ХЖЕ ВОЗВЕСЕЛИ́ША ТЯ.

«Смирна» – это благовонная смола, мирра. Она употреблялась при богослужениях, и ее же принесли волхвы в дар Младенцу Христу.

«Стакти» – тоже благовоние: алое.

«Кассиа» – также относится к благовонным пряностям. Мы знаем кассию под именем корицы; но настоящая корица в нынешние времена дорогая, продается редко, и не столь ароматно пахнет, как кассия, хотя более полезна для приема в пищу. То, что мы покупаем в магазинах под видом ароматной корицы и есть кассия.

Итак, получается:

Смирна и алое и кассия (истекают) от риз Твоих (Христе)!

 

ОТ ТЯЖЕСТЕЙ СЛОНО́ВЫХ, ИЗ НИ́ХЖЕ ВОЗВЕСЕЛИ́ША ТЯ.

«Тяжесть слоновая» — палата, отделанная слоновой костью.

«Возвеселить» — обрадовать, радовать.

Итак, получается:

От чертогов, убранных слоновой костью, радуют Тебя, Царь!

Можно сказать, что Царя Христа приветствуют с ликованием люди, радуя Его сердце приятием.

При входе Господнем в Иерусалим Христа тоже встречали с ликованием и приветствием. Но окончился этот путь Голгофой.

В данном псалме говорится не о моменте входа Господня в Иерусалим, а о конечном, звершительном ликовании. Этот псалом отсылает нас к Царству Небесному. Мы зрим описание Царства Небесного, в котором Христос властвует жезлом правости и правоты. Псалом как бы предощущает Царство Небесное.

В чертогах из слоновой кости находятся люди там. Из них с ликованием встречают Царя Христа, радуя Его своей любовью к Нему, своим приятием Его.

Фраза в целом:

Миррой, и алое, и кассией благоухают одежды Твои, о Христе Царю! От чертогов из слоновой кости приветствуют тебя с ликованием люди Твои!

(Сми́рна и ста́кти и каси́а от риз Твоих, от тяжестей слоно́вых, из ни́хже возвесели́ша Тя).

 

Стих 10.

ДЩЕ́РИ ЦАРЕЙ В ЧЕ́СТИ ТВОЕЙ; ПРЕДСТА́ ЦАРИЦА ОДЕСНУ́Ю ТЕБЕ, В РИ́ЗАХ ПОЗЛАЩЕ́ННЫХ ОДЕ́ЯНА, ПРЕИСПЕЩРЕ́НА.

«Дщери» – это дочери.

«В чести» – означает среди почетных, находящихся в уважении, под особой заботой.

Итак, получается:

Дочери царей – среди почетных Твоих (о, Царь Христос)!

Кто эти дочери царей? Всякий христианин, который не по наименованию лишь христианин, а по своему состоянию таков, является царем и священником: «…вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Послание Петра, гл. 2, стих 9). Дочери царей – это те жены (женщины), которые войдут в Царство Небесное: христианки.

И среди этих жен – одна Жена: сама Царица, о которой речь идет далее.

 

ПРЕДСТА́ ЦАРИЦА ОДЕСНУ́Ю ТЕБЕ.

«Одесную» – справа.

Итак, получается:

Предстоит Царица по правую руку от Тебя!

Царица Небесная – это Пресвятая Богородица, Мать и Дева. Она предстоит справа от Царя Христа – Своего Сына.

Правая сторона в древности – это особо почетная сторона. Справа от царей предстояли и сидели особо избранные.

 

В РИ́ЗАХ ПОЗЛАЩЕ́ННЫХ ОДЕ́ЯНА, ПРЕИСПЕЩРЕ́НА.

«Риза» – одежда.

«Позлаще́нный» – это позолоченный.

«Испещря́ть» – означает делать пестрым, разноцветным. Это слово встречается в Книге Иова: «Кто же дал жена́м [женщинам] мудрость ткания [ткачества], и испещре́ния хитрость [искусство расцвечивать ткани]?

То есть «преиспещре́нный» – это разноцветный, расцвеченный узорами.

В древности испещренные одежды, в отличие от простых однотонных, были редкостью и богатством. Так, любимый сын Иакова, Иосиф, единственный из 12-ти сыновей Иакова имел разноцветную одежду, за что братья и испытывали к нему зависть.

Итак, получается:

(Царица), в одежды золотые одетая, в одежды расцвеченные!

Фраза в целом:

Дочери христиан (христианки) – среди почетных Твоих (о, Царь Христос)! По правую же руку Твою – Царица (Небесная) предстоит, в одеждах золотых, в разноцветном убранстве!

(Дще́ри царей в че́сти Твоей; предста́ Царица одесну́ю Тебе, в ри́зах позлаще́нных оде́яна, преиспещре́на).

 

Стихи 11-12.

СЛЫ́ШИ ДЩИ, И ВИЖДЬ, И ПРИКЛОНИ УХО ТВОЕ, И ЗАБУ́ДИ ЛЮДИ ТВОЯ И ДОМ ОТЦА ТВОЕГО; И ВОЗЖЕЛАЕТ ЦАРЬ ДОБРО́ТЫ ТВОЕЯ́; ЗАНЕ́ ТОЙ ЕСТЬ ГОСПОДЬ ТВОЙ, И ПОКЛОНИ́ШИСЯ ЕМУ.

«Люди твоя» – люди твои, народ твой.

Итак, получается:

Слыши, Дщерь (дочь), и смотри, и приклони ухо Твое (к словам Моим), и забудь народ Твой и дом отца Твоего!

Мы видим, что псалом продолжает петь о Царице Небесной, и Она называется здесь Дочерью.

«Дочь Божия! Если ты – Божия, то слушай Меня, Отца, и смотри только в Мою сторону, и приклони ухо Твое к словам Моим, и забудь народ Твой и дом отца Твоего земного».

И Пресвятая Богородица исполнила всё это; будучи 3 лет от роду, Она вошла в храм, оставив отца с матерью, и народ, и осталась наедине с Богом.

 

И ВОЗЖЕЛАЕТ ЦАРЬ ДОБРО́ТЫ ТВОЕЯ́.

«Возжелать» – значит очень желать, с приятностью хотеть.

«Добро́та» – означает внутреннее совершенство, а также привлекательную наружность.

Итак, получается:

И возжелает Царь красоты Твоей (внутреннего совершенства).

 

ЗАНЕ́ ТОЙ ЕСТЬ ГОСПОДЬ ТВОЙ, И ПОКЛОНИ́ШИСЯ ЕМУ.

«Зане» – означает потому что.

Например, в псалме 101, стих 10: «Зане́ пепел яко хлеб ядя́х и питие́ мое с плачем растворя́х» – потому что пепел как хлеб употребляю, и питие мое слезами растворяю.

Итак, получается:

Потому что Он – Господь Твой, и поклонишися Ему!

По смыслу этот кусочек фразы может идти после первого: «Слы́ши Дщи (Бога) и виждь (Бога), и приклони ухо Твое (к Богу), и забу́ди люди Твоя и дом отца Твоего; зане́ Той есть Господь Твой, и поклони́шися Ему».

Дочь Царя – конечно, Пресвятая Богородица; Она – самая близкая Ему Дочь.

Но также и каждая душа человеческая – дочь Божия.

Поэтому призыв: «Слыши, дщерь (дочь), и смотри, и приклони ухо твое (к словам Моим), и забудь народ твой и дом отца твоего!» – обращен к каждой душе, к каждому из нас.

В полноте этот зов исполнила лишь Пресвятая Богородица, потому и стала Она Матерью Божией, приняв Слово Божие, выносив и родив Его. Но и каждая душа в свою меру призвана стать носительницей слова Божия, приклоняя к Нему ухо, очи, сердце, мысль; забывая при этом в своей жизни то, что не соотносится со Словом Божиим.

Фраза в целом:

Слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое (к словам Моим), и забудь народ Твой и дом отца Твоего; и возжелает Царь красоты Твоей (внутреннего совершенства); ибо Он – Господь Твой, и поклонишися Ему!

(Слы́ши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое, и забу́ди люди Твоя и дом отца Твоего; и возжелает Царь добро́ты Твоея́; зане́ Той есть Господь Твой, и поклони́шися Ему.)

 

Стих 13.

И ДЩИ ТИ́РОВА С ДА́РЫ; ЛИЦУ ТВОЕМУ ПОМОЛЯТСЯ БОГА́ТИИ ЛЮ́ДСТИИ.

«И» переводится с церковнославянского, в том числе, как «даже».

«Дщи» – значит дочь.

«Дщи Тирова» – дочь Тира. Тир – это древний Финикийский город, богатый и языческий.

Итак, получается:

Даже дочь Тира (идет к Тебе, Царица Небесная), с дарами!

Псалом рассказывает о том, что дочери язычества признают Матерь Божию, и принесут Ей дары.
В период жизни псаломпевца, когда язычество полностью отрицало иудейскую веру, такое предвестие было особым свидетельством того, что народы признают Истинного Бога.

 

ЛИЦУ ТВОЕМУ ПОМОЛЯТСЯ БОГА́ТИИ ЛЮ́ДСТИИ.

«Лицу Твоему будут молиться богатейшие из людей!», или: «Тебя будут умолять богатейшие из людей!».

В предшествующих стихах Господь просил Пресвятую Деву оставить родителей, народ, и слушать только Бога, приклонять сердце только к Нему. И здесь Он обещает, что затем, после того, к Ней с почтением и мольбой обернутся все народы, все люди. Можно сказать, что все люди станут Ее народом.

Фраза в целом:

Даже дочь Тира (идет к Тебе) с дарами; (и) Тебя будут умолять богатейшие из людей!

(И дщи Ти́рова с да́ры; лицу Твоему помолятся бога́тии лю́дстии).

 

Стих 14.

ВСЯ СЛАВА ДЩЕ́РЕ ЦАРЕ́ВЫ ВНУТРЬ. РЯ́СНЫ ЗЛАТЫ́МИ ОДЕ́ЯНА И ПРЕИСПЕЩРЕ́НА.

Пророк продолжает воспевать Царицу Небесную.

«Вся слава дочери Царя – внутри!» – говорит он.

«Слава» происходит слова «слыть». Слыть – значит наименоваться, быть известным. От слова же «слыть» происходят и «слово», и «слух». В древности вместо «славный» могли сказать «словный», то есть упоминаемый в слове, находящийся на устах.

Первоначальное значения слова «слыть» восходит к слову «наименование», а не известность и слава. Слово «на-именование» происходит от «имя». До сих пор мы видим перекличку этих смыслов: словосочетание «доброе имя» у нас означает славу.

В книге Исход (33, 18) пророк Моисей просит Господа показать ему славу. Существует толкование, по которому Моисей просит здесь показать ему Сына Божия. Сын Божий – это Слово, и вновь мы угадываем перекличку славы и слова.

«Вся слава дочери Царя – внутри».

Эта фраза имеет много смыслов.

Мы можем говорить о внутренней красоте Божией Матери, о том, что Она «находится на устах» людей, славна по причине внутреннего совершенства, а не потому, что красива внешним обликом.

Но также мы можем говорить о том, что всякое слово Пресвятой Девы – внутри. Она вся сосредоточена внутри, где идет в сердце непрестанная молитва, непрестанное общение с Сыном Божиим. Она ничуть не «разбросана» вовне, но вся собрана и цельна.

Отсюда следует, что всякое слово Ее – исходит из умного сердца, всякое Ее слово рождено из внутренних недр, из глубины сердечной, осмысленной, намоленной, нет у нее слов случайных.

 

РЯ́СНЫ ЗЛАТЫ́МИ ОДЕ́ЯНА И ПРЕИСПЕЩРЕ́НА.

«Рясна» –  это вышивка, оторочка по краю одежды.

В книге Чисел (15, 38) мы читаем: «И да сотворя́т себе ря́сны на воскри́лиих (краях) риз своих» – и да сделают вышивку по краю одежд своих.

«Испещря́ть» – означает делать пестрым, разноцветным.

Итак, получается:

Золотою вышивкой покрыта и испещрена (Царица Небесная)!

Фраза в целом:

Вся слава дочери Царя – внутри. Одежда Ее испещрена золотом.

(Вся слава Дще́ре Царе́вы внутрь. Ря́сны златы́ми оде́яна и преиспещре́на).

 

Стихи 15-16.

ПРИВЕДУ́ТСЯ ЦАРЮ́ ДЕВЫ В СЛЕД ЕЯ́, И́СКРЕНИЯ ЕЯ ПРИВЕДУТСЯ ТЕБЕ. ПРИВЕДУТСЯ В ВЕСЕЛИИ И РАДОВАНИИ, ВВЕДУТСЯ В ХРАМ ЦАРЕ́В.

Вслед за Ней (Царицей Небесной) приведутся Царю девы!

 

И́СКРЕНИЯ ЕЯ ПРИВЕДУТСЯ ТЕБЕ.

«Искренний» –  означает ближний (то есть близкий: родня, друг).

Итак, получается:

Близкие Ее приведутся к Тебе (Царю)!

Близкие Пресвятой Девы – это те, кто родственен Ей по духу, близок ей по образу жизни.

Ее близкие – это христианские души.

 

ПРИВЕДУ́ТСЯ В ВЕСЕ́ЛИИ И РА́ДОВАНИИ, ВВЕДУТСЯ В ХРАМ ЦАРЕ́В.

«Храм» – означает дом.

Итак, получается:

Приведутся в веселии и радовании, будут введены в дом Царя!

Фраза в целом:

Вслед за Ней (Царицей Небесной) приведутся Царю девы, близкие Ей христианские души приведутся к Тебе (Царю)! Приведутся в веселии и радовании, будут введены в дом Царя.

(Приведу́тся Царю́ девы в след Ея́, и́скрения Ея приведутся Тебе. Приведутся в весе́лии и ра́довании, введутся в храм Царе́в).

 

Стих 17.

ВМЕСТО ОТЕЦ ТВОИХ БЫ́ША СЫ́НОВЕ ТВОИ, ПОСТА́ВИШИ Я КНЯЗИ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛИ.

«Поставлять» – означает возвышать, возводить.

«Я» – значит «их» (местоимение 3 лица мн. ч. в вин. падеже).

«Князь» – это вождь, повелитель, начальник, предводитель.

Итак, получается:

Вместо отцов Твоих будут сыновья Твои, (Ты) возведешь их князьями по всей земле.

Отцы старого завета презрели Бога. И Пресвятая Дева стала родоначальницей нового завета и нового народа – народа христиан. Ее сыновья – это те, кто одного с Нею Духа. Как сказала Она апостолу Иоанну Богослову, указав рукой на преподобного Серафима Саровского: «Сей – от нашего рода». И эти едино-родные ей святые являются предводителями, вождями христианского народа, они ведут за собой людей по верной дороге.

Пресвятая Богородица оставила отца и народ свой, как повелел ей Отец. И приобрела взамен множество сыновей и новый народ.

Вместо отец Твоих бы́ша сы́нове Твои, поста́виши я князи по всей земли.

 

Стих 18.

ПОМЯНУ́ ИМЯ ТВОЕ ВО ВСЯКОМ РОДЕ И РОДЕ. СЕГО́ РАДИ ЛЮ́ДИЕ ИСПОВЕ́ДЯТСЯ ТЕБЕ ВО ВЕК И ВО ВЕК ВЕКА.

«Помянуть» – это привести на память, удержать в памяти.

«В род и род» – означает из поколения в поколение, всегда.

Итак, получается:

Удержу в памяти (людей) имя Твое, (Пресвятая Дева), из поколения в поколение, навсегда!

 

СЕГО́ РАДИ ЛЮ́ДИЕ ИСПОВЕ́ДЯТСЯ ТЕБЕ ВО ВЕК И ВО ВЕК ВЕКА.

«Сего ради» – потому.

«Исповедать» – это значит открыто признать, объявить.

Так, «исповедать Бога» – значит прославить Его, то есть открыто признать Его, объявить о Нем, о Его делах.

Исповедь у священника  – это открытое признание своих грехов, объявление о них перед человеком.

«Во век века» – значит всегда, вечно, на веки.

Итак, получается:

Потому люди будут открыто прославлять Тебя (признавать, объявлять о Тебе) вечно!

Фраза в целом:

Удержу в памяти (людей) имя Твое, (Пресвятая Дева), из поколения в поколение, навсегда. Потому люди будут открыто прославлять Тебя (признавать, объявлять о Тебе) вечно!

(Помяну́ имя Твое во всяком роде и роде. Сего́ ради лю́дие испове́дятся Тебе во век и во век века.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели