Рознь и любовь (в день памяти прп. Сергия Радонежского)

С днем памяти нашего Преподобного, покровителя нашего храма!

Преподобне отче наш Се́ргие, моли Бога о нас! Потому что нам, как и всегда людям, трудно. И, как всегда люди, мы нуждаемся в помощи.

Это те же трудности, которые пришлось пройти тебе, преподобный отец!

А основная трудность – это «проклятая рознь века сего»…

Твой ученик, преподобный Андрей Рублев, написал икону Пресвятой Троицы.

Икона Пресвятой Троицы – это гимн единства и общности между тремя Лицами в Боге.

Икона Пресвятой Троицы – это призыв к единству и общности между людьми.

Твои труды, отче Сергие Радонежский, и труды твоих учеников, стали гимном единства посреди разрозненной Руси.

Русь кровоточила ранами от междоусобиц и ссор. Русские князья приводили татар, которые жестоко убивали жителей тех русских земель, которые хотели князья захватить себе. Повсюду были предательство, ложь. Всюду люди пытались устроиться поудобнее, урвать себе кусок получше, вопреки интересам и жизненным потребностям других людей.

Как это назвать, когда существует лишь мой интерес и интерес моей семьи, а других людей можно втоптать, забрать их жизненный ресурс? Это рознь. Проклятая рознь.

Да и в семье единство сохраняется лишь до времени. До тех пор, пока несовпадение интересов не разведет брата и сестру, детей и престарелых родителей, пока материальная корысть или идеологическое разногласие не разметают родственников так, что они и не помнят друг о друге.

Рознь – она не только вовне, она и внутри. Человек внутри себя разрывается: тело хочет одного, душа другого, дух велит третье, и они конфликтуют. Рознь между духом, душой и телом мучает нас. И душа внутри себя тоже разрозненна – ее сотни кусочков и влечений требуют каждый своего.

Вся эта рознь исцеляется лишь в одном Источнике – в Единстве Пресвятой Троицы.

А Единство Троицы – не застывшее, оно постоянно творимое и сотворяемое вновь, усилием (волей) Отца, усилием (волей) Сына, и усилием (волей) Святого Духа.

Так и наше человеческое единство – оно не существует постоянно, оно каждую минуту творится заново. Творится нашим усилием, понуждением выйти из себя, навстречу другим, навстречу людям.

Выйти из себя, отдать свое (время, благополучие), уступить (место, достоинство, значимость, материальный предмет), помочь (ненавязчиво, в соответствии с реальной нуждой, а не собственными домыслами о нужде).

Когда человек понуждает себя ради общности между людьми, тогда и внутри него самого наступает мир – мир между его духом, душой и телом. Приходят те самые «гармония» и «покой», которых многие ищут в уединении и комфорте. Как ни странно, покой внутри себя обретается не в уединении, а среди людей, когда собственная жизнь отдается на служение людям. Уединение лишь помогает развить  тот мир, который уже приобретен среди людей. Поэтому монахов, желающих отшельничества, не благословляли на уединение прежде, чем они пройдут опыт обще-жития́.

Вновь, как и всегда, одолевают нас невзгоды, корысть, приспособленчество, эгоистическая замкнутость, формализм, равнодушие, и прочая рознь.

И вновь, как и всегда, преподобный Сергий стоит на страже наших душ, помогая нам преодолеть эту рознь.

Кроме работы над собственной душой, а значит, помощи в этом нашим душам, преподобный Сергий еще тяжело скорбел, видя всю боль от кровоточащей розни между всеми людьми на земле.

Он помогает и нам нести эту боль, когда мы скорбим от того, как неустроен и разорван наш мир, наш город, наш дом.

И если хочется осуждать, роптать, если хочется всё бросить и уйти – воздохнем: «Преподобный отче наш, Сергие, моли Бога о нас!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели