Суббота сырная – память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Синаксарь Постной Триоди.

В сей день память совершаем всех в поще́нии просиявших святых, мужей и жен. Ибо богоно́сные отцы, помалу нас предводительствуя прошедшими праздниками (мытаря и фарисея, блудного сына, Страшного суда), предустро́или нас готовыми на поприще, отведя от пищи и сытости, и будущего Суда страхом наставив; безмя́сною же седми́цей нас как должно предочи́стили, приятно положив посреди нее и два дня поще́ния по образу Великого поста (т.е. среду и пятницу, в которые Божественной Литургии не совершалось), да нас помалу к Посту возбудят.
Вот и сегодня, всех мужей и жен преподобно поживших, с мучениями многими и трудами, они перед нами предпоста́вили. Чтобы памятью их борений сотворить нас сильными на поприще, чтобы мы имели их житие как некий образ и путь пред собой. И принимая от них помощь и пособие, к духовным подвигам бы да повлеклись, помышля́юще, что и те имели такое же естество, как у нас, и смогли этот путь пройти.
Подобно как, когда воинство уже ополчено, и по полкам стоит, то полководцы напоминают воинам, словами и примерами, и песнями, древних мужей подвиги, отменно воеваших и храбрствовавших, и их храбростью своих воинов ободряют. И воины, такими примерами укрепляемые, вседу́шно ополчаются на битву надеждой на победу.
Так и ныне богоно́сные отцы мудро соде́лали: мужчин и женщин ободряют, примерами поживших преподобно в поще́нии, к духовному подвигу укрепляя, и к постному подводят поприщу. Чтобы мы, взирая на их прекрасное и незлобивое житие, соде́лали многови́дные и различные добродетели, как кому сила и способность есть. Пе́рвее же всех – любовь, а также с умом совершаемое уклонение от бесчестных дел.
Пост – воздержание не только от сне́ди (пищи), но и языка, и ярости, и глаз, и просто сказать – от всякого зла, праздности и отчуждения от Бога.
Вот по какой причине святые отцы сегодняшнюю всех святых память учинили.
А безмя́сие седми́цы положили, чтобы мы, подобно коням, которых, непривыкших к узде, сначала снеди лишают, а потом и бразду́ узды́ налагают, так и мы помалу и тихо под узду поста бы предались.

ИЗ КАНОНА:
Небому́дренная Марина ныне да почти́тся, с великою Матроною, Синклитики́я же и Сарра, со Иусти́ною, песньми я́ко мудрые да восхвалятся!
Огнеявле́нна в житии Феоду́ла, и да озаря́ют в пощении Феодотоия и Иулитта, и спросия́ет дея́ньми Исидора пребогатая!
Пелаги́я, ангел Господень, и Таисия, светильник покаяния, да воспою́тся, и а́ще какая другая просия́ от жен в поще́нии!

Текст богослужения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели