СВЕТ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Во время Преображения плоть Христа просияла. Так, что от света ученики пали на землю.

Что произошло во Христе во время Преображения? Скрылась ли плоть Христа, дав место Божеству? Или сама плоть просияла?

Это важно понять потому, что плоть Христа – та же самая, что наша. Это наша общая плоть. Наше общее человечество. Значит, то, что произошло с Ним, касается нас.

Христос не имел греха, а значит, Его тело и все человеческое  устройство было таким, как было у Адама до грехопадения (но не только это, подробнее ниже). Это называется «*началообра́зной [первоначальной] *добро́ты [приятной наружности] *благоле́пие [красота]».

Но, имея чистое, незамутненное грехом человечество, Христос принял на себя последствия греха, Своей волей возложил не Себя это бремя. То есть Его человечество имело все те немощи, которые имеем мы после грехопадения нашего отца Адама. Это сон, боль, голод, слабость, и прочее.

Можно сравнить это с тем, как кто-то идет добровольно за друга в тюрьму, не имея вины. Этот доброволец невинен, его душа не замутнена преступлением. Но, войдя сам в тюрьму, он несет все ее последствия – темноту, серость, отсутствие пространства, тюремную дисциплину, побои, и прочее.

Так  Христос был общником всему, что приходится переживать нам. Он знает нашу болезненность в полноте, знает ее на Себе Самом.

Вот эту немощную плоть Христа и видели ученики и все прочие люди в течение жизни Христа. Видели они ее и на Кресте. Они не знали Его иным. Они знали Его только обычным человеком, таким, как мы. Да, чудеса Его люди видели. Но Самого Его, преображенным, в подлинном человечестве – нет.

Лишь однажды, на горе Фавор, Христос показал ученикам «началообра́зной [первоначальной] *добро́ты [наружности] *благоле́пие [красоту]». Показал им то Свое человечество, каким оно могло быть у нас.

После грехопадения плоть Адама стала дебелой, то есть грубой. А прежде она была легкой, светлой. К этому сейчас стремятся все те восточные практики, которые работают с телом, пытаясь вернуть ему совершенство, стремясь вернуться в райское состояние. Стремятся, и не достигают. Потому что человечеству запрещено вернуться в рай. Стремясь к совершенству, они все равно умирают. Тогда как плоть Адама (значит, и наша) была в таком состоянии, что не должна была умереть; человечество Адама было бессмертным.

 

Но не красота этого первоначального человечества повергла апостолов Петра, Иакова и Иоанна на землю.

Дело в том, что кроме первоначального состояния, было увидено ими на горе Фаворе в человечестве Христа и нечто новое.

У Христа – то человечество, которое будет у нас в Царстве Небесном.

Царство Небесное – это не рай, в котором был прежде Адам. Это новое, более совершенное и близкое к Богу состояние. Это обо́женое состояние человека.

Адам не был обо́жен, даже до грехопадения. Человек был отдельно, Бог отдельно. Христос же соединил в Себе Бога и человека. Во Христе – два естества: человеческое и Божественное, и оба неизменны, то есть человек в Нем остается человеком, и Бог – Богом. Они не сливаются, но существуют в совместности в одной личности – во Христе. Эта близость во Христе Бога и человека и дала возможность человеку обо́житься.

Обо́жение человека – это не слияние человека с Божеством. Невозможно человеку слиться с Божеством.

Обо́жение – это проникновение в человека Божественных энергий, придание ему божественных качеств. Эти качества даются человеку как дар. То есть человек остается человеком, а божественные качества – это как бы одежда на нем, не сливаются с нем, но, в то же время, подают человечеству новые свойства. Эти свойства внешне видны как свет, осиявающий человека. Этот свет и увидели апостолы на Фаворе. Свет обо́женой плоти.

Предвидя такое обо́жение, пророк Давид в псалме произносит от имени Бога: «Аз рех: бо́зе [боги] есте́ [вы], и сы́нове Вы́шняго все (вы)». Бог называет людей богами. Это наше призвание – быть богами; но мы пали до уровня животного.

В Царстве Небесном будут только боги – обо́женые человеки. Не войдет туда ничто нечистое.

Как же нам нужно подвизаться и устремляться ко Христу, чтобы войти в Царство Небесное! Потому что не войдет туда ничто нечистое. Как говорит Христос в Евангелии: Многие скажут Мне: «Господи, ведь мы именем Твоим пользовались в жизни, на Трапезе Твоей вкушали (т.е. Причащались твоих тела и Крови». Но Я отвечу им: «Не вем [не знаю] вас».

 

Но и не от этого света пали на землю апостолы Петра, Иаков и Иоанн. Не от света обоженой плоти Христа.

Пали они от самого Божественного Света. То есть от вида Бога, каким Он является нам, людям. Мы не можем видеть Бога таким, как Он есть. Но мы можем видеть то, что Он открывает нам Сам о Себе Самом. Открывает же Он нам Свои энергии, которые есть Свет.

Во Христе на Фаворе просиял Сам Бог. И от Его вида пали апостолы.

 

А открыл Себя Христос таким, какой Он есть, потому, что предстояла Ему Голгофа.

На Голгофе Ему предстояло уничижение, унижение, позор, поругание. На Голгофе предстояло испытание веры апостолов. Всем надеждам, которые они возложили на Него, предстояло рухнуть. На Голгофе им предстояло увидеть униженного убитого человека.

И вот, в этой тьме рухнувшего мира, внутри них должен был засветиться тихий свет, виденный ими на Фаворе. Свет-уверение, свет-вера: «Не бойся, только веруй». Тихая крепкая опора в море отчаяния.

 

Подобным образом бывает и у нас. Мы все в крещении миропомазаны, и нам каждому подается тихий свет присутствия Святого Духа. Когда снаружи – бездна тьмы, или серости, когда внутри – отчаяние, или уныние, все равно в душе и уме есть уголок тихого света. И только от нас зависит – ступить ногой во мрак истерики, паники, отчаяния, уныния, или тихонечко примоститься в этом тихом спокойном свете. Таком маленьком, но таком сильном. Таком, казалось-бы, затухающем от малейшего ветра помыслов ума и движений сердца, но таком неуничтожимом и могущественном.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели